Январь 18, 2022, 7:08

Режиссер Дибижев снял фильме о Цое, Курехине, Гребенщикове: три кита русского рока

Режиссер Дибижев снял фильме о Цое, Курехине, Гребенщикове: три кита русского рока

После «Рока за гранью» он приступит к фильму об авторе песни «Под небом голубым», отказавшемся от нее

Режиссер игрового и документального кино, сценарист и художник Сергей Дебижев снял документальный фильм «Рок за гранью» о главных фигурах русского рока 1980-1990-х Борисе Гребенщикове, Викторе Цое и Сергее Курёхине. В ближайшее время он начнет работу над картиной «Город золотой» о композиторе и музыканте Владимире Вавилове, написавшем песню «Под небом голубым», вошедшую в альбом группы «Аквариум». Она  ассоциируется с Борисом Гребенщиковым. От авторства Вавилов фактически отказался.  

Виктор Цой

Фото: Александр Астафьев

Сергей Дебижев — автор более 30 игровых и документальных картин, таких как «Золотой сон», «Два капитана-2», «Золотое сечение», «Сергей Курехин – человек, который изменил мир», «Русский сон», «Последний рыцарь империи»,   «Раскаленный хаос», «Крым небесный», цикла о мировых культурах и религиях. Русский рок он знает и чувствует, не раз обращался к нему в своих картинах. Героями «Рока за гранью» стали три абсолютно разных человека и музыканта одной эпохи.  Как скажет о них Дебижев, они сильно расчистили воображение и сознание молодых, эти три кита сделали то, что не удавалось никому до них. Гребенщиков призывал и призывает смотреть вверх. Цой говорил, что надо смотреть вперед, собственно, к тому, что надо идти напролом, а  Курехин призывал  смотреть внутрь. «Они плоское сознание, над которым работали мучители нашей страны, сделали объемным, если не сказать многомерным. И за это им огромное спасибо от всех нас», — это уже финал фильма и слова Сергея Дебижева. 

Он и сам постоянно находится в кадре, разговаривает со своими собеседниками —  художником и режиссером Виктором Тихомировым, художником, актером и  музыкантом Сергеем Бугаевым (Африкой), связанным с «Поп-механикой»  Курехина, группой «Кино», снимавшимся  в фильмах «Асса»,  «Два капитана-2»,  «Золотое сечение». Третья собеседница — американка Марина Алби, продюсировавшая первый альбом БГ. Когда-то она совсем молодая и красивая приехала в СССР, и многие думали, что  шпионка.  

На экране Брежнев. На него с изумлением смотрят в каком-то клубе нынешние молодые люди. Им, конечно, смешно. «Вперед к победе коммунизма!» — призывает вождь советской эпохи. Кто из молодых тычет в него пальцем, как в зоопарке.  Идет кинохроника —  толпы людей у ленинградского рок-клуба, Цой в кочегарке и его песня  «Я сажаю алюминиевые  огурцы на брезентовом поле», поколение дворников и сторожей, про которое пел Гребенщиков. Африка вспоминает отдел по борьбе с идеологическими диверсиями, занимавшийся рок-музыкантами. Кажется, что это какая-то другая  жизнь, хотя многое повторяется, просто не меняется. 

15-летняя девушка дежурит в подъезде Гребенщикова, сидит на подоконнике и ждет своего кумира. Марина Алби вспоминает, каким БГ  был молодым и  красивым, как прекрасно знал английский, что чудо по тем временам. Когда появилась возможность выпустить в США его пластинку, начались  приключения «неофициального музыканта из Ленинграда в Америке». Его  встречали на лимузине с шампанским. Как пел Гребенщиков, «нам русским за границей иностранцы ни к чему». Марина вспоминает, что он  был первым советским человеком, с которым встретился Михаил Барышников, до того опасавшийся любых пересечений с советскими людьми. Они сидели вместе в ресторане в Нью-Йорке и были поразительно похожи. Фотографии это только подтверждают. На ток-шоу одного из американских каналов Гребенщиков вдруг сказал, что те, кто выпускают пластинки,  губят творчество. Этого было достаточно, чтобы уже  на следующий  день в выпуске пластинки ему было отказано.  

Виктор Тихомиров рассказывает, как Цой приходил к нему в мастерскую, как они занимались у одного тренера  восточной борьбой, как Гребенщиков и Цой, предположительно, познакомились в электричке. Сегодня, наверное, уже можно  проанализировать,  почему  Курехин остался в тени. Он находился  на грани приличного и официального. Вместе с Сергеем Бугаевым  Виктор Тихомиров вспоминают, как  Курехин выводил на сцену козла. Все, кто был рядом, сохраняли запах козлиной спермы. Как  он «добавил уровня Солженицына в музыке» и умер от самой редкой болезни, случающейся  раз на миллиард. Все, что связано с Курехиным, пожалуй, самое захватывающее в этом фильме и для многих станет открытием. 

Производит впечатление убийственная для поклонников Цоя фраза Тихомирова: «Он умом не блистал, но иногда он вдруг сосредоточивался и блистал. Он из тех людей, которые когда надо включал  второго Цоя на порядок выше». Еще одно интересное высказывание, но уже Сергея Дебижева: «Мы можем иронизировать над «Ассой». Это все-таки московский взгляд». Кто-то отказался сниматься, но Африка просто не смог: «У меня ситуация была сложнее. Я должен был сесть в тюрьму». Много деталей всплывает на поверхность в этих разговорах о том, что, казалось бы, изучено до дыр. 

Сегодня слова Курехина  о том, что искусство должно быть убедительным и сильно впечатлять, что оно должно трепетать, и его должно быть мало, кажутся насущно необходимыми. Часто цитируют его фразу про то, что Ленин – гриб, но откуда она взялась, уже не знают. В картине Сергея Дебижева проговорено, как под видом журналиста Курехин участвовал в словесном поединке и доказывал, что личность мухомора гораздо сильнее личности человека. То есть человек, с детства принимающий мухоморы,  потихонечку приходит в состояние, когда грибы становятся его сутью,  вытесняют личность. «У меня есть неопровержимые доказательства, что вся Октябрьская революция делалась людьми, которые много лет потребляли грибы, и они вытеснили в этих людях личность, и они становились грибами. Я хочу сказать, что Ленин был грибом», — легендарная фраза, все безумие которой имеет основания. Кому теперь придет такое в голову! Время было другим, соответственно и герои.  «Сделайте меня министром культуры, и все изменится», — говорил Курехин. Интересно, с чего бы он начал.   

Источник: mk.ru

Предыдущий: Егор Перегудов поставил спектакль про нереальную реальность
Следующий: Дельта-вариант SARS-CoV-2 легко распространяется даже среди привитых членов семьи

Похожие записи