Январь 20, 2022, 5:36

Экологически чистый фильм из Финляндии показали на «Темных ночах»

Экологически чистый фильм из Финляндии показали на «Темных ночах»

Как Тарковский получил от анонима заказ на восьмой фильм

29 декабря 2021 года исполнится 35 лет со дня смерти Андрея Тарковского. Сорок два года назад он снимал «Сталкера» на заброшенной эстонской  электростанции. Теперь на месте ее котельной появилось необычное пространство, называемое Культурным котлом. В дни 25-го Таллинского международного   кинофестиваля «Темные ночи» там представили музыкально-мультимедийное действо «Тарковский. 8-й фильм». Как известно, знаменитый режиссер  снял только семь картин.

Сцена из оперы «Тарковский. 8-й фильм». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Электронную оперу, как называют необычное сочинение, хотели показать еще год назад. В разгар пандемии кинофестиваль хотя и прошел в живом формате, но был лаконичным по всем статьям, и премьеру отложили до лучших времен. Однако в Вене и Линце она состоялась. Теперь черед дошел до Таллина и Тарту — второй фестивальной точки.  Либретто написал руководитель «Дней музыкального театра в Вене» и большой почитатель Тарковского Томас Корнелиус Дези. Он же поставил оперу. В ее создании участвовал эстонский ансамбль NIHE, а его музыканты Таави Керикмяэ, Тармо Йоханнес и Экке Вестрик написали музыку. 

Андрей Тарковский умер в 54 года. В австрийско-эстонском спектакле он старый и больной человек. Его правая рука как у робота. Знаменитый режиссер почти ни с кем не общается, с женой разговаривает по скайпу. При этом он полон идей и желания творить.  Аноним заказывает Тарковскому восьмой фильм. А он обращается к экстрасенсу, чтобы узнать, сколько ему отпущено в творчестве. Оказывается, семь фильмов, но их он уже снял. Главную роль сыграл австрийский актер и певец Гилберт Хэндлер, который переходит с русского на немецкий и английский языки, периодически находится в гуще зрителей. В спектакле использована видеопроекция, и герои появляются только на экране.  Такого рода отступления от привычного регламента всегда придают остроту и необычность кинофестивальной жизни, и в Таллине их умело используют.  

Немецкая картина «Дорогой Томас» Андреаса Кляйнерта, получившая главный приз, тоже связана с советским прошлым. Она  о писателе из Восточной Германии Томасе Браше, организовавшем в Берлине протестные акции после того, как в 1968 году советские танки въехали в Прагу. При этом его отец занимал пост заместителя министра культуры ГДР. Главный герой  оказывается в тюрьме, а после освобождения уезжает на Запад, где его книги успешно издаются. Сыгравший Томаса Браша актер Альберт Шух отмечен как лучший исполнитель мужской роли. 

Кадр из фильма «Мукагали». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Еще одна одна биографическая картина основного конкурса — «Мукагали» Болата Калымбетова из Казахстана. Она тоже отсылает ко временам СССР. Фильм вышел к 90-летию со дня рождения казахского поэта Мукагали Макатаева, хотя замысел возник у режиссера 16 лет назад. В Таллине картину отметило экуменическое жюри за поэтический язык, визуальное богатство, стремление к красоте и духовности. Она великолепно снята оператором Едыге Несипбековым, иногда даже слишком красиво. Некоторые кадры можно обрамлять как живописные полотна. Творчество казахского поэта советской поры подвергалось цензуре, сам он страдал и пристрастился к алкоголю. Бунтарь по духу отказывается следовать коммунистической идеологии, хранит верность родному языку, при этом чтит Пушкина и Есенина, занимается перводами  Данте на казахский язык. Талант Мукагали Макатаева оценят только после его смерти в 1976 году. Он прожил всего лишь 45 лет и был интересной фигурой. Изначально главная роль предназначалась другому актеру, но в итоге ее сыграл ныне 34-летний Асланбек Жанбалаев. На экране он могуч, настоящий исполин. Такой глыбе тесно в весьма условной картине, старомодной по своей эстетике. Советская эпоха, брежневская в частности, выглядит как клише, и это странно, поскольку режиссер в силу возраста и опыта хорошо знает реалии того времени. К съемкам тщательно готовились, узучили богатый архивный материал, нашли живых свидетелей той поры, знавших поэта. Правдоподобия это не добавило.  Мукагали преследуют несчастья.  Его юный сын арестован за политические взгляды. Пройдя испытание психбольницей, он останется инвалидом. Маленькую дочку сбивает машина. Сам Мукагали вынужден прервать учебу в Москве, где все слишком пафосно,  и вернуться на родину, где ничего хорошего его не ждет. Фильм снимался в Казахстане и Петербурге, интересен по намерениям, но очень тяжеловесный и лишен живой энергии.   

За режиссуру и лучший сценарий награжден Войцех Смажовски, снявший День свадьбы» в копродукции Польши и Латвии. Это первый киноальянс двух стран. Жюри особо отметило способность Смажовски разоблачать современную  коррупцию. Эффектная венгерская картина «Навсегда» Дьёрдя Пальфи, известного по фильму «Таксидермия», снята по рассказу венгерского писателя Шандора Тара и  отмечена за работу художника-постановщика Анны Нитраи. Финнский дирижер Эса-Пекка Салонен награжден за лучшую музыку  к фильму «Ожидание» Ааку Лоузимиеса. Во время пандемии он экранизировал роман финского писателя Юхани Ахо «Жена пастора», перенеся действие в наши дни. Интерес к картине подогревался рассказами авторов о том, что съемки были максимально экологичным. К минимуму свели выбросы углерода,  численность актеров и технического персонала. Члены съемочной группы употребляли только вегетарианские блюда, приготовленные из местных продуктов. Автор идеи,  сценаристка и исполнительница главной роли Инка Каллен по утрам проводила уроки йоги и каждый день что-то особенное выпекала  для всей съемочной группы.

Конкурсная программа представляла собой пеструю смесь взаимоисключающих поисков и направлений. Старомодное по эстетике кино уживалось с чистым экспериментом.

«Животные» бельгийского режиссера Набиля Бен Ядира основаны на реальных событиях, но  смотреть на то, как  весь фильм натуралистично истязают человека, нет никаких сил. Эффект в искусстве, сострадание достигаются совсем другим путем. История несчастного гея, подвергшегося унижениям, имела обратный эффект.  

Испано-мексиканская картина «Что-то пошло не так» сценариста и режиссера Лилианы Торрес основана на ее личном женском опыте. Она сыграла главную роль, то есть саму себя, но в предлагаемых обстоятельствах. Героине сорок лет. Она навещает своих бывших возлюбленных, чтобы понять, почему рассталась с ними, что именно и в какой момент пошло не так. В фестивальном каталоге в качестве ключевых слов приводится следующее: «поиск себя»,  «отношения». Лили ездит в разные города, оставляя дома своего нынешнего возлюбленного. В итоге и он не вынесет особенных отношений, и герои расстанутся.  Все бывшие реагируют на приезд Лили по-разному. У кого-то из них — семья, дети. Кто-то готов возобновить с Лилианой отношения или что-то проанализировать. И это  смелый шаг со стороны Торрес – вот так взять камеру и рассказать миру о себе. Хотя не все тут абсолютная правда, хватает и вымысла. В воссоздании событий задействованы актеры, а не реальные любовники Лилианы, но ощущение такое, что это ее мужчины. Сама она бесхитростна и обаятельна, и это делает ее картину привлекательной.  Примерно такой же прием  Торрес  использовала в своем дебютном фильме «Семейный тур», премьера которого состоялась в 2013 году на фестивале в Сан-Себастьяне. Там снималась ее реальная семья, а Лили сыграла не она сама, а актриса.

89-летний классик мирового кино, знаменитый испанский режиссер Карлос Саура отмечен премией «За дело всей жизни». В его послужном списке фильмы, ставшие классикой: «Кармен», «Кровавая свадьба», «Фадо», «Фламенко», «Танго». В Таллин мэтр не приехал, опасаясь пандемии, но  записал видео-обращение. Особенности нынешнего времени  не помешали ему закончить осенью съемки нового музыкального  фильма «Король всего мира».     

Кадр из фильма «История моей жены». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В фокусе фестиваля оказалась Венгрия, кинематограф которой  отмечает  120-летие. Открыла «Темные ночи» «История моей жены» Ильдико Эньеди (Венгрия-Германия-Франция-Италия), действие которой  происходят в 1920-е годы.  Молодой моряк  на спор жениться на женщине, которая первой  зайдет в бар, и это будет  француженка. В картине снимались Леа Сейду, Гийс Нейбр, Луи Гаррель.  Показали венгерские картины прежних лет – «Мефисто» Иштвана Сабо,  «Мой 20 век» Ильдико Эньеди, где снимался Олег Янковский. 

Кадр из фильма «Эволюция». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Одна из самых  ярких работ фестиваля —  «Эволюция» Корнела Мундруцо, состоящая из трех новелл. От одного эпизода к другому можно наблюдать за тем, как меняется мир, и на смену одним представлениям приходят радикально другие, и то, что казалось немыслимым старшему поколению, становится обыденным для внуков. Редко сегодня можно увидеть картины такой внутренней культуры и философского осмысленные, пытающиеся приблизиться к пониманию сущности нашего времени. Любовь нынешнего европейского подростка и юной мусульманки снята так умно и нежно, что сам факт ее существования опровергает многие представления.

Источник: mk.ru

Предыдущий: Перед смертью Рудинштейн сожалел об откровениях про Янковского и Абдулова

Похожие записи